369
|
Дата : 19-12-07, Срд, 10:49:38
Новый закон: полиция сможет получать любую информацию о пользователях интернета
Сегодня во втором и третьем чтении была принята поправка к закону о ведении расследования, позволяющая полиции получать такие персональные данные пользователей, как идентификация местоположения сотового телефона и IP-адрес. За принятие этой поправки проголосовали 35 человек, против выступили 5.
Речь идет о доступе правоохранительных органов к техническим деталям, способным вывести на того или иного человека – лиц, с кем он ведет беседы, серийные номера телефонных аппаратов, идентификацию местоположения и IP-адреса. Как сообщает Ynet, закон позволяет получать интересующие полицию данные тремя путями: при помощи судебного ордера, по распоряжению полицейского офицера в чине подполковника и выше, а также из баз данных, которые будут переданы полиции. Противники поправки выступали, прежде всего, против двух последних вариантов.
Первый вариант предполагает представление полицией просьбы в Мировой суд, который может удовлетворить ее, выписав ордер на получение интересующих полицию данных. Однако, в соответствии с принятыми в Израиле правилами, полиция должна будет представить судье заключение целого ряда экспертов, включая психолога, адвоката, врача или священнослужителя. Кроме того, будет рассмотрена история предыдущих просьб по этому вопросу.
Данное ограничение было принято, и теперь полиции придется в своем обращении к суду сообщать, распространяется ли на данные подозреваемого юридическая защита от разглашения. Судья будет решать, насколько необходимо нарушать в интересах следствия в каждом конкретном случае правило о неразглашении.
Второй путь связан с расследованием уголовных преступлений, и он дает высокопоставленным офицерам полиции получать доступ к данным подозреваемых незамедлительно – если этого требует спасение человеческой жизни, для предотвращения преступления или для получения информации о совершенном преступлении. При этом информация о подобной просьбе должна быть представлена юридическому советнику правительства в срок от месяца до трех после ее исполнения.
Третий путь, вызывающий больше всего нареканий, это предоставление полиции баз данных пользователей. Офицер полиции, который получит соответствующие полномочия от отдела сбора информации и расследований, будет вправе требовать у интернет-провайдеров, сотовых операторов и интернет-компаний данные, содержащие личную информацию о клиентах, серийные номера мобильных телефонов, и идентификационную информацию SIM-карты, позволяющие, в свою очередь, следить за телефонными и интернет-переговорами.
Закон о предоставлении полиции данных об пользователях интернета. Комментарий
В Кнессете в третьем чтении была принята поправка к закону о ведении расследования, позволяющая полиции получать такие персональные данные пользователей, как идентификация местоположения сотового телефона и IP-адрес. Поправка эта вызывает критику как правозащитных организаций, так и простых граждан. Многие считают, что полиция, уровень доверия к которой в последнее время довольно низок, получает неконтролируемый инструмент по вторжению в частную жизнь.
Комментирует советник по административному праву Русскоязычной адвокатской коллегии Эли Гервицa (zakon.co.il) Ицхак Бам (контора Бам, Деборин, Коэн):
"Это беспрецедентный в западном мире закон, так как открывает лазейку для злоупотреблений. Принятая поправка разрешает полицейскому в случае "необходимости предотвращения тяжкого преступления" без какого либо контроля, без судебного ордера, получать массу информации о любом гражданине – все его телефонные номера, включая те, которые не регистрируются в телефонных книгах, местоположение, доступ ко всем данным, которые можно получить от интернет-провайдера. Ни в одном западном государстве подобного закона не существует.
Естественно, такая свобода доступа к данным облегчит полиции борьбу с преступностью. Однако горький опыт доказывает, что во многих случаях этой свободой будут пользоваться в других целях. На один случай, когда поправкой этой воспользуются для действительно благого дела, против криминальных элементов, придется четыре-пять дел, когда информацией будут пользоваться не по необходимости, а чтобы "ускорить процесс и сэкономить время".
Или, что еще хуже, ею будут пользоваться в делах, которые, при более пристальной проверке, окажутся не уголовными, то есть использование информации будет просто неоправданным. И за подобным нарушением приватности гражданина не будет реального, эффективного контроля. Ведь право принимать решения о вторжении в частную жизнь граждан из рук суда передали в руки полиции. В лучшем случае его может санкционировать офицер в чине подполковника, в худшем полицейский, получивший полномочия от отдела сбора информации и расследований.
Есть, правда, одна оговорка - определенные профессиональные группы пока еще защищены от такого рода неконтролируемых вторжений. К ним, например, относятся адвокаты, журналисты и врачи, то есть те, кто имеет право сохранять в тайне свои источники, информацию о своих клиентах и т.д. Для прослушивания их линий и получения более подробной информации о них, полицейским придется получить ордера от судей, для чего им нужно будет представить доказательства того, что это необходимо для проведения следствия.
Хочу добавить, что в последнее время мы слышим все чаще об использовании полицейскими своих полномочий в незаконных целях или в целях противоречащих общественному интересу. В связи с тем, что никакого реального надзора над деятельностью полиции в рамках новой поправки не предусмотрено, я опасаюсь, что она станет инструментом произвола".
|